+7 (499) 707 20 94  
Ru En
О компанииНаправления деятельностиМы на карте мираСобытияКонтакты

Развитие винной культуры в обществе сдерживают законодательные ограничения

26.08.2015

Винные тренды

«Лето – традиционное время увеличения потребления розовых вин. Также актуальны вина из сорта пино гриджио, яблочный сидр. А вот мальбеки подрастеряли былую популярность», ‒ говорит Леонид Гелибтерман, президент Международного эногастрономического центра.

Наиболее очевидно растет популярность игристых вин. «Гости проявляют все больший интерес к шампанскому и игристым винам, пытаясь найти сбалансированный вариант цены и качества, ‒ рассказывает Иван Руднев, сомелье La Bottega. ‒ Становятся популярными и различные коктейли на основе этих вин». «Просекко до сих пор в тренде», ‒ подтверждает Леонид Гелибтерман. Увеличение потребления игристого ‒ и отечественного, и итальянского (лидируют просекко и асти) ‒ также отмечает Дмитрий Федотов, преподаватель школы сомелье Wine Peoplе.
  
Дмитрий озвучивает и другие тенденции: «В высоком ценовом сегменте продолжает набирать обороты спрос на белые вина, особенно на рислинги. Также в ходу белая Испания, хотя последний тренд и не столь очевиден. Состоятельные потребители интересуются шпетбургундерами, то есть немецкими инкарнациями сорта пино нуар».
 
«Всегда в моде старая добрая классика – Франция, Италия, ‒ полагает Ольга Красногор, управляющая винотеки-бистро Cinq Sens. ‒ Но покупатели активно интересуются новинками и готовы к экспериментам. Тихие вина из Португалии и Ливана, игристые вина из Грузии, редкие номерные релизы виски с довыдержками в винных бочках – на все найдется свой покупатель».

Влияние кризиса

«Кризис ‒ штука серьезная. В ресторанах, конечно, "просел" премиальный сегмент ‒ вина категории гран крю из Бургундии и Бордо, супертоскана, ‒ комментирует Иван Руднев. ‒ Корректировке подверглась и винная карта нашего ресторана (думаю, это случилось с большинством московских заведений), но мы всеми силами постарались не потерять в качестве предлагаемых вин».
 
«Особенностью Cinq Sens является отсутствие винной карты: вино или крепкий напиток к ужину гость выбирает в бутике, приобретая бутылку по ценам магазина без ресторанных наценок. Поэтому никакие кризисы и оптимизации нам не страшны, мы стараемся предлагать нашим гостям широкий выбор по честным ценам», ‒ делится Ольга Красногор.

«Кризис сказался, может быть, только в самом начале, и то на покупке вина с собой. Сейчас покупатели выбирают и дорогие, и дешевые вина», ‒ рассказывают сомелье винотеки Grand Cru Сергей Голубев и Мария Решетникова.

Российские вина

«Российские вина становятся все более популярными, и на это есть причины, ‒ объясняет Леонид Гелибтерман. ‒ Во-первых, несомненно, улучшается их качество и растет количество интересных виноделов. Во-вторых, обретает четкость регламентирующая законодательная база, в том числе и в отношении рекламы российских вин. Рынок представлен как крупными игроками ("Абрау-Дюрсо", "Кубань-вино", "Фанагория", "Лефкадия"), так и гаражными виноделами.
 
К популяризации российских вин подключается все больше уважаемых в стране экспертов, в частности все более авторитетным и полным становится гид Артура Саркисяна. Улучшилась дистрибуция российских вин: они появились во всех федеральных торговых сетях и многих ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга. Только в Краснодарском крае заявлено о существовании 15 маршрутов винно-гастрономического туризма.
 
Санкции и антисанкции вызвали в обществе определенный всплеск патриотизма по отношению к отечественным продуктам, при этом соотношение "цена – качество" у подавляющего большинства российских вин далеко от оптимального. У российских производителей сейчас почти нет проблем со сбытом, но такое положение вещей не вечно, и "похмелье" может быть тяжелым».
 
«Спрос на российские вина растет как снежный ком – вместе с качеством и уровнем патриотизма, ‒ соглашаетсяИван Руднев. ‒ Не всегда, к сожалению, это сопровождается привлекательной ценой: некоторые производители откровенно завышают ценник. Это, конечно, обусловлено импортными бутылками, пробками, этикетками, которые покупают за евро, а также желанием заработать. Но радуют основополагающие факторы ‒ это качество вина и отношение наших виноделов к процессу». 
 
«Скорее стоит говорить о росте интереса к российским винам, нежели о росте спроса, ‒ считает Дмитрий Федотов. ‒ После включения Крыма в состав РФ площадь российских виноградников увеличилась в полтора раза, серьезно выросли и объемы производства российского и псевдороссийского вина (бутилированного в России зарубежного виноматериала), так что конкуренция среди отечественных производителей заметно подросла.
 
Впрочем, из-за особенностей законодательства количество российских винодельческих предприятий ничтожно по сравнению с любой винодельческой державой. И если в других странах славу местного вина создают мелкопоместные крестьянские хозяйства, то в России доминируют предприятия-гиганты и супергиганты. В большинстве случаев серьезные российские вина значительно проигрывают импортным по соотношению "цена ‒ качество", хотя порой нижние линейки супергигантов оценены вполне адекватно».

Портрет потребителя

«С каждым годом людей, разбирающихся в винах, становится все больше и больше, ‒ замечает Леонид Гелибтерман. ‒ Сказывается многолетний просветительский труд компаний-импортеров и винных энтузиастов. Растет и мастерство сомелье в ресторанах, кавистов в винных бутиках и магазинах. Развитие винной культуры в обществе сдерживают законодательные ограничения, что печально».

«Осведомленность наших покупателей несомненно растет, ‒ подтверждает Ольга Красногор. ‒ Просто они стали путешествовать, а какие направление популярно? Конечно, Европа! Винные и гастрономические направления – Франция, Италия, Испания; очень популярны винные туры, когда группу везут на винодельни, угощают, водят в подвалы, рассказывают о напитке. Это воодушевляет настолько, что возвращаясь в Россию, люди начинают искать и выбирать хорошее вино».
 
«Безусловно, клиент изменился, ‒ говорит Светлана Великанова, директор по маркетингу и PR школы сомелье Wine People. ‒ Сказывается возможность пробовать новые вина, ходить на дегустации, посещать занятия в винотеках и школах сомелье. Клиенты уже не боятся пробовать что-то помимо Франции, Италии и Испании, поэтому винные бары смело предлагают интересные образцы из Португалии, Австрии, Словакии, России, Армении».

Иван Руднев также обращает внимание на отказ от стереотипов: «Гости меньше пьют "этикетки" ‒ прислушиваются к сомелье, ищут "свое" вино».

Винотеки etc.

За последний год только в Москве открылось не меньше десятка баров, кафе и ресторанов с винным уклоном: пять точек «Хлеб и вино» (эта сеть будет расширяться), «Московские каникулы», I Like Wine, Vinyl, Cork, Why Not Wine – из тех, что на слуху. Но говорить о перенасыщении рынка рано, считают эксперты.

«Рынок не перенасыщен. Открывающиеся заведения ‒ в одном ключе, нужно больше разнообразия среди винотек», ‒ уверены сомелье Grand Cru.
 
«Утверждать подобное будет преждевременно еще ближайшие лет десять, ‒ считает Светлана Великанова. ‒ Скорее открываются винные бары, гастропабы, а именно винотек – винных магазинов с возможностью попробовать вино, прежде чем покупать, и прямо на месте распить бутылку не по ресторанной, а по магазинной цене ‒ не много».

«Рынок ‒ вещь саморегулирующаяся. Многие винотеки в Москве и Санкт-Петербурге, особенно те, что не принадлежат виноторговым компаниям, находятся на грани выживания, ‒ оценивает ситуацию Леонид Гелибтерман. ‒ Но это бизнес ‒ останутся наиболее профессиональные и креативные».
 

 

Будущее винного рынка

«В России на винный рынок будет прежде всего влиять политическая ситуация, ‒ дает прогноз Леонид Гелибтерман. ‒ Если будут приняты меры в отношении ограничения импорта вин из стран, которые ввели санкции против России, то мы увидим чудеса более впечатляющие, чем лидерство Абхазии. Конечно, огромное влияние будут иметь курсы доллара и евро по отношению к рублю. Вопросом выживания импортеров будет их возможность привлекать относительно недорогие кредиты, оптимизировать системы дистрибуции и сокращать импортируемые позиции».

Светлана Великанова солидарна: «Винный рынок сейчас как никогда слабо зависит от макроэкономических показателей в стране, изменений предпочтений аудитории и повышения общего уровня грамотности: нестабильная политическая конъюнктура может перечеркнуть все труды нескольких лет ‒ как это произошло в продовольственном секторе после введения ответных санкций».
 
«Факторов изменения рынка довольно много: это и ценообразование винных хозяйств, и курсы валют, и политика российских виноторговых компаний, и общая ситуация в стране, ‒ рассуждает Иван Руднев. ‒ Все это может повлиять на винный сегмент как позитивно, так и негативно. Если массовая покупательская способность продолжит падать, это может побудить импортеров искать и привозить вина более бюджетных, массовых производителей со всего мира в ущерб импорту продукции более интересных хозяйств».
 
Copyright © Международный Эногастрономический Центр 2012.
Все права защищены.

Разработка сайта